Казначейское сопровождение представляет собой систему контроля, с помощью которой государственные органы проверяют целевое расходование бюджетных средств. Деньги поступают на счета, открытые в ТОФК (территориальные органы казначейства) и переходят от заказчика к исполнителю и субподрядчикам.
Государственная дума ежегодно принимает Федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, где утверждены средства которые подлежат казначейскому сопровождению. На текущий финансовый год это Федеральный закон от 30 ноября 2024 года № 419-ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 года и на плановый период 2026 и 2027 годов».
Правительство РФ в конце каждого года утверждают правила, в соответствии с которыми осуществляется казначейское сопровождение. В 2025 году актуальным является постановление №1752 (для государственных контрактов, договоров, соглашений), связанных с государственными оборонными проектами, национальными проектами, капитальными вложениями, бюджетными кредитами и т.д.. Правила определяют, как именно расходуются средства.
Виды средств, которые подлежат контролю:
- Государственные контракты об оборонных заказах, сумма которых составляет более 3 млн рублей.
- Субсидии юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации
- Государственные контракты с суммой более 3 млн рублей, которые были заключены с единственными поставщиком
- Авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг заключаемым на сумму 100 млн рублей и более.
Есть и исключения. ФЗ №419 определяет перечень средств, на которые не распространяется сопровождение. К ним относятся:
- Средства для приобретения услуг связи, коммунального типа, электрической энергии, транспортировки продукции и пассажиров на поездах общего пользования и другие случаи, предусмотренные действующим законодательством.
- При условии обязательного сопровождения банковского типа.
- Контракты с федеральными казенными организациями, которые выступают исполнителями данных соглашений.
Согласно ФЗ № 275 сопровождение не проводятся при закупках Министерства обороны, когда средства из бюджета учитываются на отдельном специальном счете, открытом в банке, имеющим на то соответствующие полномочия. Контроль не обязателен при закупках в целях проведения внешней разведки, для сотрудников корпорации «Росатом», при закупках для контрразведки.
Если на процедуру закупки все же распространяется сопровождение казначейского типа, заказчик указывает в соглашении обязательства для тех, кто выиграл аукцион:
- Указать других исполнителей по контракту.
- Открыть специальные лицевые счета в территориальных органах для себя и субподрядчиков, на них будут перечисляться деньги из государственного бюджета.
- Перечислять деньги на счета юридических лиц только на допустимые цели, обозначенные в Постановлении Правительства №1752, к примеру, для заработной платы или выплат социального типа.
- Финансовый учет должен быть раздельным.
- Еще одна обязанность – представить в органы казначейства определенные документы, которые подтверждают целевое использование средств, исходя из выплат.
- Во всех подтверждающих документах обязательно указывать идентификатор – специальный код, по которому сотрудники казначейства могут отследить цепочку перечисления финансов. Идентификатор будет действовать на все время действия контракта.
Наши сотрудники помогут Вам определить подлежит ли Ваш Государственный контракт казначейскому сопровождению.
Чтобы получить консультацию или воспользоваться нашими услугами, позвоните по телефонам +7 (923) 649 85-00, +7 (983) 352 17-92 или заполните заявку ниже.